31 января 2023 года в Минске на базе Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Республиканского центра развития инклюзивного образования проводился круглый стол «Обсуждение концепции содержания подготовки учителей-дефектологов к работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями». Данное мероприятие реализовывалось в рамках проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», который осуществляется Министерством образования Республики Беларусь при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Цель круглого стола — обсуждение проекта «Концепции содержания подготовки учителей-дефектологов к работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями».

Проблемное поле круглого стола:

  1. Ценностно-целевые ориентиры подготовки учителя-дефектолога для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
  2. Структурно-содержательная характеристика профессиональной компетентности учителя-дефектолога в новых образовательных условиях.
  3. Формирование способности работать в вариативной образовательной среде с детьми с разными особыми образовательными потребностями — основная стратегия развития содержания профессиональной подготовки учителя-дефектолога.
  4. Отражение современных тенденций повышения качества содержания профессиональной подготовки учителей-дефектологов в учебно-программной документации первой ступени высшего образования.

В соответствии с программой круглого стола с докладами выступили ведущие белорусские специалисты в области образования: Альбина Леонидовна Давидович, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования — начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, исполнительный секретарь Координационного совета проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка»; Вера Валерьевна Хитрюк, директор Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, профессор; Светлана Евгеньевна Гайдукевич, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Виктория Михайловна Новицкая-Гаврилко, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат психологических наук, доцент; Ольга Вячеславовна Даливеля, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат биологических наук, доцент; Татьяна Борисовна Пивоварчик, директор государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района г. Минска».

Участниками круглого стола являлись представители учреждений высшего образования Республики Беларусь; учреждений дополнительного образования взрослых, обеспечивающих переподготовку и повышение квалификации учителей-дефектологов; учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, выступающих организациями-заказчиками педагогических кадров. В работе круглого стола активное участие принимала Елена Петровна Томашева, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной работы учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова».

В ходе этой встречи состоялось всестороннее обсуждение запланированных вопросов. Особое внимание уделялось характеристике современных требований к уровню профессиональной подготовки высококвалифицированных учителей-дефектологов (личностного потенциала и профессиональной компетентности). Будущие специалисты должны быть готовы к успешной работе с разными категориями детей с особенностями психофизического развития в условиях не только традиционного специального образования, но и в условиях интегрированного обучения и инклюзивного образования.

На заключительном этапе работы участники круглого стола подчеркнули необходимость продолжать поиск наиболее эффективных путей совершенствования профессиональной подготовки учителей-дефектологов. Было принято решение о более тесном сотрудничестве специалистов Института инклюзивного образования БГПУ и представителей учреждений высшего образования Республики Беларусь, учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, о совместной разработке рекомендаций и предложений, направленных на уточнение, конкретизацию и дополнение содержания профессиональной подготовки будущих учителей-дефектологов, способных работать в вариативной образовательной среде с обучающимися с особыми образовательными потребностями.


© 2024 Факультет педагогики и психологии детства
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1,  212022  г. Могилев, Республика Беларусь