На протяжении всех лет существования кафедра педагогики детства и семьи обеспечивает подготовку специалистов в области дошкольного образования, социальной сферы, способных оказать эффективное педагогическое содействие становлению личности ребенка, проявлению его уникальности.
В январе 1978 года приказом министра просвещения БССР М. Г. Минкевича было положено начало подготовки кадров по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» с присвоение квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Методист по дошкольному воспитанию» на базе Могилевского педагогического института А. А. Кулешова. Первые 50 студентов на дневное отделение были приняты в этом же году, а в следующем — уже и на заочное. Как самостоятельная структурная единица факультет дошкольного воспитания МГПИ им. А. А. Кулешова функционирует с декабря 1980 года. Уже в январе 1981 года ректор МГПИ им. А. А. Кулешова доцент Е. П. Кудряшов подписал приказ об открытии кафедры педагогики и методик дошкольного воспитания на факультете дошкольного воспитания (ФДВ), первой заведующей кафедры стала кандидат педагогических наук, доцент Надежда Владимировна Седж.
Кафедра состояла всего из шести человек. В основе ее — кандидаты педагогических наук, представители двух фундаментальных научных школ дошкольной педагогики того периода — ленинградской и московской (аспирантура ЛГПИ им. А. И. Герцена и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР):
Седж Надежда Владимировна (научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Е. А. Гребенщикова) | |
Непомнящая Раиса Львовна (научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент А. И. Леушина) | |
Афанасьева Раиса Ивановна (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. С. Кузин) | |
Шишкина Валентина Андриановна (научный руководитель — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Т. И. Осокина) | |
Анищенко Ольга Александровна (научный руководитель — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР Н. Н. Поддьяков, научный консультант — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник А. Н. Давидчук) | |
Журавлева Валентина Александровна (ассистент кафедры) |
С 1983 года кафедра активно расширяет свои ряды. В них начинают вливаться собственные выпускники (Е. А. Носова (Бокшиц), И. А. Комарова, Л. А. Нифадьева, З. И. Тарасова, С. А. Куликова и др.). Существенно увеличивается научный и преподавательский потенциал кафедры. Так благодаря научному союзу профессора, доктора педагогических наук А. А. Столяра и сотрудников кафедры доцента Р. Л. Непомнящей, ассистента Е. А. Носовой разрабатываются принципиально новые подходы к содержанию, формам и методам формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Особое место в поле научно-методических поисков кафедры в эти годы занимают исследования в области игровой деятельности дошкольников и в особенности ее обучающей возможности. В результате исследований в практику дошкольного воспитания входят игры, игровые упражнения, составившие конкуренцию школьным формам и методам прямого обучения: обучающие предматематические и предлогические игры, досуги и развлечения с использованием занимательного математического содержания (А. А. Столяр, Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова); обучающие игры природоведческого содержания, игровые обучающие ситуации экологической направленности (Н. В. Седж, И. А. Комарова); игры и игровые упражнения, обеспечивающие физическое и умственное развитие дошкольников, их подготовку к школе (О. А. Анищенко, В. А. Шишкина); игры-драматизации в обучении изобразительной деятельности дошкольников (Р. И. Афанасьева).
На рубеже 80–90-х годов завершают работу над кандидатскими диссертациями и выходят на защиту выпускники кафедры:
- Е. А. Носова (Бокшиц) — «Формирование умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста» (г. Ленинград, ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989 год);
- И. А. Комарова — «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у дошкольников» (г. Москва, НИИ дошкольного воспитания, 1991 год);
- Е. А. Зайченко — «Модульная предметно-игровая среда как фактор обогащения двигательной активности детей дошкольного возраста в игре», (Москва, НИИ дошкольного воспитания 1993 год).
Начало 90-х годов — новая веха в педагогической науки и практике. Научно-методические поиски кафедры базируются на культорологическом подходе: становление личности протекает в процессе взаимодействия с культурой. В связи с этим во второй половине 90-х годов в научно-исследовательской и методической деятельности кафедры оформляются в самостоятельное направление разработка проблем совершенствования подготовки педагогов для системы дошкольного образования. Требования к подготовке специалистов в области дошкольной педагогики определили направления диссертационных исследований:
- формирование профессиональных ценностных ориентаций у будущих педагогов дошкольных учреждений (С. О. Каминская);
- формирование экологической направленности профессионализма будущих дошкольных педагогов (О. О. Прокофьева).
Благодаря выполненным и успешно защищенным исследованиям теория и практика подготовки специалистов в области дошкольного образования обогатилась новыми технологиями, основу которых составили игровые обучающие ситуации экологической направленности и интерактивные методы (О. О. Прокофьева, И. А. Комарова, О. А. Анищенко, Е. А. Носова).
Доцентом кафедры В. А. Шишкиной разработана базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь, нашедшая отражение в национальной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в яслях-саду «Пралеска», в программе «Радуга», в многочисленных учебных пособиях с грифом МО РБ для студентов вузов и педагогических колледжей.
В ХХI веке кафедра вступает в новый период своего развития с новым названием «Кафедра педагогики детства и семьи». Смена названия отражает расширение поле деятельности кафедры и ее научных приоритетов. Кафедра осуществляет подготовку педагогов в области дошкольного детства, социальных педагогов - специалистов для работы с детьми разного возраста и их ближайшим окружением, социальных работников - специалистов в сфере социального обслуживания населения.
В 2004 состав кафедры пополнился кадрами с защищенными кандидатскими диссертациями:
- М. Н. Дедулевич — «Физическое воспитание детей дошкольного возраста в интернатных учреждениях» (специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, научный руководитель — доктор биологических наук, профессор М. В. Мащенко).
- Е. А. Ярошевич — «Этиология асоциального девиантного поведения и его социальный контроль» (НАН Республики Беларусь).
На протяжении всех лет существования кафедра педагогики детства и семьи обеспечивает подготовку специалистов в области дошкольного образования, социальной сферы, способных оказать эффективное педагогическое содействие становлению личности ребенка, проявлению его уникальности. Научные заделы основателей кафедры легли в основу новых исследований сегодняшних сотрудников.
Вопросы профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений в области педагогики и методик дошкольного образования исследуются: И. А. Комаровой, О. О. Прокофьевой, О. А. Анищенко, Н. Ю. Ясевой, Т. И. Лобан, Можаровой Т. А., Здориковой Н. Г.; профессиональной подготовки социальных педагогов: Лусто И. И., Батура И. Н., Мурашко Е. А., Лукашковой И. Л.,что нашло отражение в различных научных статьях, учебно-методических пособиях, учебно-методических рекомендациях.
В 2017 году успешно защитила кандидатскую диссертацию ст.преподаватель Лукашкова И. Л. — «Биомеханические закономерности движения спортсмена в условиях опоры и их использование в учебно-тренировочном процессе гимнасток».
В настоящее время научно-исследовательская работа сотрудников кафедры ведется по двум направлениям: 1) модернизация образовательного процесса УДО в контексте инновационного развития системы дошкольного образования; 2) повышение качества профессиональной подготовки специалистов системы образования. Научные интересы сотрудников кафедры берут начала в особенностях требований современного мира к человеку, как к субъекту профессиональной деятельности, как к личности.
О содержании и объеме вклада кафедры педагогики детства и семьи в развитие теории и практики дошкольного образования Республики Беларусь свидетельствует более 2000 публикаций её преподавателей. Среди них типовые учебные программы по различным дисциплинам для высших и средних учебных заведений; учебники и учебно-методические пособия для студентов вузов, педколледжей; образовательный стандарт дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, а также практико-ориентированные научно-методические пособия.