Рейтинг@Mail.ru


История кафедры

Кафедра педагогики Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, как и вуз в целом, имеет богатую историю, корни которой в организационных структурах учительского института, открытого в июне 1913 года, в учебном процессе которого, педагогические дисциплины заняли свое достойное место. К сожалению, сохранилось не много сведений о преподавателях педагогики первоначально учительского, затем педагогического института в период с 1913 по 1944 годы, так как почти все архивы института были уничтожены во время отступления и немецко-фашистской оккупации. В архивах удалось разыскать имена лишь некоторых преподавателей кафедры педагогики 20–30-х гг. ХХ века: Ф. А. Бельского, И. Д. Тумиловича, Я. Э. Фрейдмана, С. М. Юркевича, В. С. Ярошевского.

Можно с уверенностью утверждать, что кафедра педагогики как структурное подразделение педагогического института была создана в 1930 году (о чем свидетельствуют анкеты, заполненные преподавателями кафедры в Секцию научных работников БССР).

Необходимо отметить, что в условиях больших сложностей с профессорско-преподавательским составом для всех высших учебных заведений республики кафедра педагогики в 30-е годы была укомплектована кадрами, уровень образования которых соответствовал читаемым дисциплинам. Преподаватели кафедры педагогики вели серьезную научно-исследовательскую работу, значимость которой еще ждет своей заслуженной оценки. Из 8 кафедр института в 1938 году только 2 (кафедра педагогики и физической географии) возглавлялись специалистами с учеными степенями и званиями.

С 1930 года и до начала Великой Отечественной войны ассистентом кафедры педагогики Могилевского педагогического института являлся Степан Михайлович Юркевич (1897 г.р.), который после окончания учительской семинарии в 1919 году все время находился на педагогической работе (учительствовал сначала в сельской начальной школе, а затем в школе 2-ой ступени). После окончания Белорусского государственного университета в 1925 году стал преподавать в педтехникуме, а затем в пединституте. Свою научную специальность С. М. Юркевич определял как педолого-педагогическую, участвовал в работе научного коллектива, подготовившего для публикации хрестоматию по курсу педологии для вузов и техникумов, готовил методические письма для школ, например, об интернациональном и антирелигиозном воспитании, работал над брошюрой «Жизнь и деятельность детей вне школы».

В 1930–1931 годах доцентом по кафедре педагогики являлся Владимир Семенович Ярошевский (1887 г.р.), выпускник Киевского университета (1911 г.), который в 1912–1913 годах был за границей на практике в городах Германии, Франции, Италии. После возвращения он преподавал в образовательных учреждениях г. Киева: 1913–1920 — в средних учебных заведениях; 1917–1919 — лектор многочисленных учительских курсов (курсов для преподавателей І и ІІ ступени, Высших Педагогических Курсов и др.), лектор Рабочего Университета. В 1920 году из-за начавшегося процесса в легких В. С. Ярошевский переезжает в г. Ялту, где продолжает преподавательскую деятельность, читает лекции по истории Крыма, ведет экскурсионную деятельность, научную работу по истории усадебной культуры Крыма, крымских татар, публикует педагогическую статью «Руководство экскурсией самих учащихся». В 1930 году переезжает в г. Могилев. Однако уже в 1931 году начались обвинения в его адрес, например, о том, что он в своей программе по педагогике не дает представления о классовой сущности педагогических систем, в ней не рассматриваются узловые вопросы коммунистического и антирелигиозного воспитания, педагогика в колхозе и социалистическом городе и др. Данные обвинения вынуждают доцента В. С. Ярошевского, что бы не попасть под маховик репрессивной машины, признать свои ошибки и переехать в Ливадию, о чем свидетельствуют два его заявления в Секцию Научных Работников г. Могилева.

В Могилевском областном архиве сохранилась анкета преподавателя педагогики Ивана Даниловича Тумиловича (1899 г.р.), заполненная им в 1931 году для зачисления в секцию научных работников Беларуси. Как свидетельствует данная анкета, И. Д. Тумилович занимался проблемами содержания обучения, в 1927–1928 гг. выполнял поручения Научно-Методического Комитета по составлению программы обществоведения для ІІ Концентра, издал брошюру «Обществоведение в комплексных программах І ступени». В качестве научного приоритета определил проблему внедрения дальтон-плана в массовую общеобразовательную школу.

В 1935–1936 годах кафедрой педагогики и психологии Могилевского педагогического института им. М. Н. Покровского руководил профессор Фома Антонович Бельский (1890–1952). Созданная им объединенная кафедра педагогики и психологии в таком статусе просуществовала с 1935 года до октября 1947 года, когда вновь произошло разделение на две самостоятельные кафедры педагогики и психологии. Ф. А. Бельский родился 31 октября 1890 г. в д. Тимковичи (ныне Копыльский район), с серебряной медалью закончил Слуцкую гимназию и историко-филологический факультет Киевского университета (1913 г.). После завершения обучения в университете почти десять лет учительствовал в гимназиях Киевской губернии, затем получил должность профессора в Донецком институте народного образования и с этого времени его научно-педагогическая деятельность связана с высшей школой, которой он посвятил более 30 лет своей жизни. Ф. А. Бельский известен как серьезный ученый, оставивший для нас свое научное наследие в целом ряду публикаций. Перечислим лишь некоторые из его научных работ 20–30-х годов ХХ века: «Тестирование и оценка успеваемости учащихся» (1926 г.); «Выявление успеваемости учащихся по стандартизированным тестам» (1926 г.); «Целеустремленность в самообразовании учительства» (1927 г.); «Организация школ для сверходарённых учащихся» (1927 г.); «Изучение способностей детей» (1928 г.); «Нормативные элементы педагогики при преподавании ее в педвузах» (1929 г.); «Педагогика как наука (к вопросу о методологии педагогики)»; «Педагогическая практика студенчества и методика ее осуществления» (1931 г.).


Могилевский государственный педагогический и учительский институт вновь начал свою работу в 1944 году сразу после освобождения г. Могилева от немецко-фашистских захватчиков в соответствии с Постановлением СНК БССР от 24 июля 1944 года. С этого же времени начала работу и кафедра педагогики, которая функционировала как общая кафедра педагогики и психологии. Заведующей кафедрой педагогики и психологии с 28 сентября 1944 г. была назначена кандидат педагогических наук, доцент Анна Афанасьевна Зарудная, защитившая кандидатскую диссертацию на тему «Процессы обобщения у школьников» после окончания аспирантуры Московского научно-исследовательского института в 1936 году.

С октября 1947 года произошло разделение общей кафедры педагогики и психологии на две новые кафедры: кафедру педагогики и кафедру психологии и логики. Кафедру педагогики возглавил Н. И. Чечулин (руководил кафедрой до 1949 г.), который в октябре 1947 года защитил кандидатскую диссертацию «Воспитание сознательной дисциплины у учащихся начальной и средней школы». В состав кафедры вошли М. К. Кириллов, Н. З. Назаренко, П. С. Иващенко, Ю. А. Свобода, на условиях почасовой оплаты — врач З. П. Соркина, преподававшая «Школьную гигиену».

В этот период в составе кафедры педагогики плодотворно работал директор Могилевского педагогического и учительского института им. И. Д. Папанина М. К. Кириллов, который вернулся с фронта и с июля 1946 года возглавил институт. М. К. Кириллов читал обзорные лекции по педагогике для студентов 4 курса всех факультетов, вел спецсеминар по педагогике, работал над диссертационным исследованием «Народное образование в Могилевской губернии».

Важно отметить, что уже в 1946 году научная работа кафедры педагогики, как и всего института в целом, была ориентирована на разработку образовательных проблем региона. В качестве примера можно привести научные исследования М. К. Кириллова, Н. К. Назаренко, П. С. Иващенко.

Кандидат педагогических наук, доцент Никанор Зиновьевич Назаренко (1896–1962) выполнял обязанности заместителя директора по научной и учебной работе института (приказ № 1153/К от 22 июня 1947 г.), директора Могилевского государственного педагогического и учительского института (приказ № 476/К от 6 августа 1949 г.), заведующего кафедрой педагогики (разрешено приказом № 7 по Министерству Просвещения Белорусской ССР от 14 марта 1949 г. исполнять обязанности заведующего кафедрой по совместительству). Н. З. Назаренко заведовал кафедрой педагогики до 1957 года, работал над докторской диссертацией «Организация и развитие всеобщего обучения в БССР». Став новым руководителем института, он утвердил комиссию для подготовки и рецензирования «Ученых записок института», которую возглавил заведующий кафедрой педагогики Н. И. Чечулин.

В 1945 году Наркомпросом БССР был направлен в распоряжение Могилевского педагогического и учительского института Петр Семенович Иващенко и 5 сентября 1945 года он был назначен старшим преподавателем кафедры педагогики, с апреля 1971 года избран на должность доцента кафедры педагогики, в которой проработал до выхода на пенсию в 1976 году. В 1954 году П. С. Иващенко в научно-исследовательском институте теории и истории педагогики АПН РСФСР защитил кандидатскую диссертацию «Начальная народная школа в Белоруссии с конца ХІХ в.: До Великой Октябрьской социалистической революции», в 1969 году ему было присвоено ученое звание доцента, в 1971 году — стал «Отличником народного просвещения БССР». Участвовал в работе авторских коллективов, работавших над монографиями «Могилев (исторический очерк), Минск: Учпедгиз МП БССР, 1959 г.»; «Очерки истории развития школы и педагогической мысли в Белоруссии, Минск: Народная Асвета, 1969 г.» и др.

С 1958 по 1965 годы должность заведующего кафедрой педагогики занимал Сергей Игнатьевич Турченко (1904 г.р.). В эти годы вновь происходит объединение кафедр психологии, логики и педагогики в единую кафедру педагогики и психологии. С. И. Турченко публиковал результаты своей научной деятельности в ведущих научно-педагогических изданиях, например, в журналах «Советская педагогика» и «Вестник высшей школы».

В 1965 году в г. Могилев переехала доцент кафедры педагогики Горьковского педагогического института иностранных языков Лидия Петровна Иванова и была избрана на должность заведующего кафедрой педагогики, которую занимала до 1971 года, затем по состоянию здоровья она вынуждена была перейти на должность доцента кафедры педагогики, которую занимала до выхода на пенсию в 1982 году. Л. П. Иванова защитила кандидатскую диссертацию в Научно-Исследовательском институте теории и истории педагогики АПН РСФСР (г. Москва) в 1954 году, в 1960 году ей было присвоено ученое звание доцента. Л. П. Иванова была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», являлась «Отличником народного просвещения» (1963 г.). Сферой научных интересов Лидии Петровны выступали проблемы нравственного и патриотического воспитания в детских общественных объединениях, а также сравнительной педагогики, в частности народного образования в ГДР, деятельности пионерской организации им. Э. Тельмана (она два года работала в ГДР в качестве переводчика). Л.П. Иванова вела широкую просветительскую и методическую работу, руководила городским семинаром учителей по педагогике, являлась председателем секции педагогики при областной организации общества «Знание», выступала с лекциями для учителей города и области.


В этот период стабилизировались учебные дисциплины, которые обеспечивала кафедра педагогики: педагогика, история педагогики, основы семейного воспитания, основы педагогического мастерства, методика воспитательной работы, психолого-педагогические проблемы работы с трудными подростками и др.

Научная работа на кафедре велась по следующим направлениям:

  • организация проблемного обучения старшеклассников;
  • актуальные проблемы педагогики профессионально-технического образования;
  • содержание педагогического образования в вузе;
  • актуальные проблемы этнопедагогики и семейного воспитания;
  • история развития школы и педагогической мысли Беларуси;
  • проблемы нравственного воспитания детей и молодежи.

В 70–80-е годы в деятельности кафедры наблюдается творческий поиск новых форм и методов активизации учебного процесса, организации новых связей со школами, органами народного образования. Кафедра педагогики руководит педагогической практикой студентов, которая в эти годы была введена на всех курсах обучения с целью усиления практической подготовки выпускников вуза.

В 1972–1979 гг. должность заведующего кафедрой педагогики занимал кандидат педагогических наук, доцент Семен Игнатьевич Мелешко. Отличник народного просвещения БССР (1954 г.). Отличник просвещения СССР (1979 г.). Указом Президиума Верховного Совета БССР от 17 августа 1964 года ему было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы БССР. В 1968 г. был избран на должность старшего преподавателя кафедры педагогики. В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию «Проблемное обучение в старших классах и преодоление пробелов в знаниях учащихся (научный руководитель член-корреспондент АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор М. Данилов). В 1974 г. присвоено ученое звание доцента. С. И. Мелешко активно участвовал в научно-исследовательской работе, сферой его научных интересов выступали вопросы проблемного обучения в школе, организация практического обучения студентов педагогического вуза. В течение ряда лет являлся научным корреспондентом НИИ педагогики Министерства просвещения БССР, председателем областного педагогического общества, председателем научно-методического совета областной организации «Знание», активно взаимодействовал с областным институтом усовершенствования учителей. В своей педагогической деятельности большое внимание уделял студенческой науке, руководил студенческим научно-исследовательским кружком по педагогике, научные работы студентов, выполненные под его научным руководством, занимали I и II категории на Республиканском смотре-конкурсе студенческих научных работ.

С 1980 г. по 1993 г. кафедру педагогики возглавлял профессор, член-корреспондент Белорусской академии образования, кандидат педагогических наук Евгений Иванович Сермяжко. В 1967 г. в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской защитил кандидатскую диссертацию «Система работы общественности в помощь школе по воспитанию учащихся» (научный руководитель – кандидат педагогических наук Н. И. Болдырев). Доцент (1970 г.). Профессор (1990 г.). Сфера научных интересов: проблемы школьного и семейного воспитания; проблемы взаимодействия учреждений образования и семьи в процессе обучения и воспитания детей; проблемы подготовки педагогических кадров. Евгений Иванович Сермяжко создал научную школу по проблемам семейного воспитания. Отличник народного образования (1982 г.). Автор более 140 научных и учебно-методических публикаций.

С 1993 г. по 2003 г. заведующим кафедрой педагогики избрана кандидат педагогических наук, доцент Зинаида Викторовна Веракса. В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию «Усвоение ведущих идей учебных курсов» (научный руководитель доктор педагогических наук Ш. И. Ганелин). Доцент (1974 г.). В 1976 г. переехала на постоянное место жительства в г. Могилев. Имея звание доцента и степень кандидата педагогических наук, начала плодотворную работу на кафедре педагогики МГПИ им. А. А. Кулешова. Большое внимание Зинаида Викторовна уделяла организации педагогической практики студентов и изданию методических материалов по осуществлению педагогической практики. Еще одним направлением работы являлась организация спецкурса «Школа продленного дня» и издание учебно-методического обеспечения данного курса. Зинаида Викторовна является автором более 30 научно-методических работ, среди которых учебно-методические пособия «Будущий учитель», «Педагогика: опорные карточки и задания», «Контрольные задания по курсу «Педагогика» для всех специальностей» и др. Сфера научных интересов: методика воспитательной работы; проблемы семейного воспитания и дидактика высшей школы.

В эти годы на кафедре педагогики плодотворно работали кандидаты педагогических наук: Коваленко Леонид Петрович (с 1969 по 2004 годы); Глякова Мария Дмитриевна (с 1975 по 2004 годы); Павлович Эмилия Николаевна (с 1976 по 1983 годы); кандидат исторических наук, доцент Баранов Георгий Афанасьевич (1992–2004), доцент Петухова Елизавета Леонидовна (1971–2008).


С 1999 года кафедра педагогики является структурным подразделением факультета педагогики и психологии детства. В настоящее время около 60% от общего количества преподавателей кафедры имеют ученые степени и звания, в том числе 1 кандидат педагогических наук, профессор; 4 кандидата педагогических наук, доцента. Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики обеспечивает преподавание более 50 учебных дисциплин студентам 8 факультетов университета.

С 2003 года на должность заведующего кафедрой педагогики избирается кандидат педагогических наук, доцент Елена Ивановна Снопкова. В 1999 г. поступила и в 2002 г. окончила аспирантуру Академии последипломного образования по специальности «Общая педагогика. История педагогики и образования». В 2002 г. в БГПУ им. М. Танка защитила кандидатскую диссертацию «Аксиологические ориентиры моделирования процесса повышения квалификации педагогических кадров» (научный руководитель – кандидат педагогических наук Н. А. Масюкова). Кандидат педагогических наук (2002). Доцент (2005). Сфера научных интересов: профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, современная дидактика. Награждена Грамотой Министерства образования РБ (2005 г.), Почетной грамотой Министерства образования РБ (2008 г.). Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций, в том числе монографий, учебных пособий с грифом Министерства образования, УМО вузов по гуманитарному образованию, НИО.

Научная работа кафедры многогранна, поскольку сфера научных интересов преподавателей связана с осмыслением всех образовательных процессов (обучения, воспитания, социализации, нравственного и гражданского становления, индивидуализации, профессиональной подготовки и т.д.) на разных ступенях возрастного развития в разных типах образовательных учреждений, а также в семье. Основные направления научных исследований кафедры:

  • теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение педагогического образования в условиях классического университета;
  • теоретико-методологические и научно-методические основы организации взаимодействия образовательных учреждений и семьи в процессе социализации личности;
  • научно-методическое обеспечение внедрения современных образовательных технологий в педагогический процесс.

Преподаватели кафедры подготовили целый ряд научно-методических и учебных пособий, в том числе с грифом Министерства образования, УМО по гуманитарному образованию, НИО, активно участвуют в работе международных, республиканских и региональных научно-практический конференций и семинаров, сотрудничают с областным институтом развития образования, являются научными консультантами инновационных проектов, реализуемых в образовательных учреждениях Могилевской области.

Кафедра руководит летней педагогической практикой студентов университета, обеспечивает проведение учебно-методических сборов по подготовке к работе в детских оздоровительных лагерях, проводит традиционную общеуниверситетскую конференцию по итогам практики «Лето, дети, Я». Хорошо организована подготовка студентов для работы не только в оздоровительных лагерях Могилевской области, но и в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», при этом основное внимание уделяется формированию у будущих преподавателей высокого уровня теоретической подготовки, технологических умений, интереса к будущей профессиональной деятельности, гуманного отношения к ребенку.

Кафедра осуществляет подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру университета по специальности 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования. С 2008 года обеспечивает подготовку студентов II ступени высшего образования по специальности «Педагогика». За последние пять лет научным собранием кафедры педагогики осуществлена экспертиза более 15 диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

В настоящее время на кафедре плодотворно работают кандидаты педагогических наук Лилия Геннадьевна Зайцева и Елена Александровна Башаркина.

Лилия Геннадьевна Зайцева работает на кафедре с 1991 года. Трудовую деятельность начала в 1983 году (после окончания исторического факультета) учителем истории средней школы № 30 (ныне гимназия № 4 г. Могилева). С сентября 1991 года начала работу ассистентом кафедры педагогики. После окончания аспирантуры в 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование национального самосознания младших подростков в процессе взаимодействия школы и семьи», продолжила работу старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики. Имеет более 40 научных, научно-методических публикаций. Является научным консультантом целого ряда инновационных проектов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, например, «Внедрение системы воспитания будущего семьянина в современных социокультурных условиях в Республике Беларусь», «Внедрение системы формирования гражданских и социальных компетенций школьников», «Внедрение модели гражданско-патриотического воспитания учащихся через интегративную деятельность по изучению историко-культурного наследия родного края», «Внедрение модели учебно-методического, информационно-образовательного комплекса „школа – вуз“», «Внедрение модели формирования политической культуры учащихся в образовательном пространстве школы». В последние годы активно работает над проблемой развития дополнительного образования взрослых, результатом чего стала разработка проекта «Региональный Институт семьи». В ноябре 2010 года данный проект был представлен на специализированный конкурс инновационных проектов «Кубок инноваций», проводимый закрытым акционерным обществом «Технологический парк Могилев», и стал лауреатом конкурса.

С 2001 г. на кафедре педагогики работает Елена Александровна Башаркина — ассистентом (2001–2004), старшим преподавателем (2004–2008), с сентября 2008 г. — доцентом. В 2008 г. в БГПУ им. Максима Танка защитила кандидатскую диссертацию «Воспитание гуманистических отношений между подростками в процессе милосерднической деятельности (на материалах детских объединений)» (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. Т. Кабуш). Кандидат педагогических наук (2008). Доцент (2010). Сфера научных интересов: гуманистическое воспитание школьников, формирование гуманистических отношений в ученических коллективах; организация социально значимой деятельности в учреждениях образования; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в классическом университете.

В 2008–2009 гг. под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Комаровой И. А. старшим преподавателем кафедры Спириным С. В. защищена магистерская диссертация на тему «Формирование осознанно-правильного отношения к природе у дошкольников, проживающих в условиях радиационного загрязнения».

В настоящее время Спирин С.В. ведет активную научную деятельность и работает над диссертационным исследованием на тему «Формирование осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях радиационного загрязнения». Сергей Викторович является активным участником разнообразных научных семинаров, региональных, республиканских и международных научно-практических конференций, в том числе и организующихся за рубежом. Так, за активное участие в международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Украина и мир: гуманитарно-техническая элита и социальный прогресс», проходившей 4–5 апреля в Национальном техническом университете «ХПИ» (Харьков), С. В. Спирин награжден грамотой.

В 2009–2010 под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента Смолярова М. Р. преподавателем кафедры педагогики Симченко О. С. защищена магистерская диссертация на тему «Личностно-ориентированное обучение в сельской школе (на примере географии)». В настоящее время Симченко О. С. активно работает над диссертационным исследованием на тему «Формирование политической культуры старшеклассников в процессе социально-значимой деятельности», участвует в научно-практических конференциях регионального, республиканского и международного уровней.

В 2013 авторским коллективом в составе Е. И. Снопковой, С. Н. Новиковой, С. В. Спирина был издан библиографический справочник «Кафедра педагогики МГУ имени А. А. Кулешова. От истоков до современности (1913–2013)».

Издание посвящено 100-летнему юбилею одной из старейших кафедр университета. В справочнике раскрываются основные этапы деятельности кафедры педагогики в соотнесении с этапами истории развития университета в целом, представлены документы и фотографии, освещающие историю кафедры, а также указатель опубликованных работ профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики.

Публикации по истории кафедры педагогики Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова

  1. Бельскі, А. І. І прызванне і лес. Жыццё і дзейнасць вучонага-педагога прафесара Ф. А. Бельскага // Адукацыя і выхаванне. — 2012. — № 3. — С. 58–65.
  2. Симченко, О. С. Невычэрпная крыніца / О. С. Симченко // Універсітэцкі веснік. — 2012. — № 9 (181). — С. 4. [1].
  3. Снопкова, Е. В реальном времени и сквозь время: учёный-педагог Ф. А. Бельский и его творческое наследие / Е. Снопкова // І прызванне, і лёс: жыццё і дзейнасць вучонага-педагога прафесара Фамы Антонавіча Бельскага / уклад. і камент. А. І. Бельскага; прадм. У. Т. Кабуша. — Мінск: Рэдакцыя часопіса «Роднае слова», 2012. — С. 112–119. [8]
  4. Снопкова, Е. И. Из истории кафедры педагогики Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова (30–60-е годы ХХ века) // Веснiк Магiлеýскага дзяржаýнага ýнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова. — 2012. — № 1. — С. 4–12.
  5. Снопкова, Е. И. История кафедры как средство идейно-нравственного и духовного воспитания студенческой молодежи // Республиканская научно-практическая конференция «Идейно-нравственное и духовное саморазвитие учащейся и студенческой молодежи», 25 окт. 2012 г.: [материалы] / редкол.: Ф. В. Кадол (науч. ред.), В. П. Горленко (отв. ред.) [и др.]. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. — С. 23–27. [5]
  6. Снопкова, Е. И. Первые преподаватели педагогики Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова / Е. И. Снопкова // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран: материалы II Международной научно-практической конференции, Могилев (27–29 марта 2012 г.) / под ред. И. Н. Шарухо, И. И. Пирожника, И. И. Бариновой. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2012 г. — С. 434–440.
  7. Кафедра педагогики МГУ имени А. А. Кулешова. От истоков до современности: биобиблиографический справочник / авторы-составители: С. Н. Новикова, Е. И. Снопкова, С. В. Спирин; под общей ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: «МГУ имени А. А. Кулешова», 2013. — 132 с.
  8. Снопкова, Е. И. Роль гуманитарной кафедры в профессионально-личностном становлении будущего специалиста/ Е. И. Снопкова // Коммуникативные аспекты поликультурного пространства: сб. научных статей / отв. ред. С. П. Яковлев. — Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2013. — С. 191–197.
  9. Снопкова, Е. И. Кафедра педагогики: страницы истории (1913–2013) // Современное воспитание и образование: тенденции, технологии, методики сб. научн. статей Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию МГУ имени А. А. Кулешова, Могилев, 28 марта 2013 г. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — С. 26–28.
  10. Снопкова, Е. И. Научно-инновационный опыт кафедры педагогики МГУ имени А. А. Кулешова: история и современность // Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, Витебск, 5 декабря 2013 года / Вит. гос. ун-т; редкол.: Н. А. Ракова (отв. ред.) и др. — Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. — С. 52–54.
  11. Снопкова, Е. И. История кафедры — история вуза: 1913–2013 // Современное педагогическое знание: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей по итогам педагогических чтений, посвященных 100-летию кафедры педагогики, 17 декабря 2013 г., г. Могилев, МГУ имени А. А. Кулешова/ под науч. ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова. — 2014. — С. 3–5.
  12. Снопкова, Е. И. История кафедры как средство духовно-нравственного развития будущего учителя (на примере кафедры педагогики Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова) / Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: современные реалии и перспективы: сб. статей междунар. науч.-практ. конф., 17–18 апреля 2014 г. / под ред. А. В. Курганской, И. А. Шкабуры. — Чита: ЗабГУ, 2014. — С. 298–303.
  13. Снопкова, Е. И. Личность Ф. А. Бельского в контексте истории кафедры педагогики Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова / Е. И. Снопкова // Фама Антонавіч Бельскі : біяграфічныя матэрыялы і артыкулы = Фома Антонович Бельский : Бографические материалы и статьи / уклад., прадм. і камент. А. І. Бельскага. — Мінск : Выдавец Зміцер Колас, 2015. — С. 121–125.
  14. Фама Антонавіч Бельскі : біяграфічныя матэрыялы і артыкулы = Фома Антонович Бельский : Бографические материалы и статьи / уклад., прадм. і камент. А. І. Бельскага. — Мінск : Выдавец Зміцер Колас, 2015. — 223 с.
  15. Евгений Иванович Сермяжко : биобиблиографический указатель / авт.-сост.: Е. И. Снопкова, С. Н. Новикова. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — 36 с.