Рейтинг@Mail.ru

История психологии на Могилевщине связана в основном с историей Могилевского государственного педагогического института им. А. А. Кулешова (ныне университета), где уже полвека проводятся исследования по актуальным проблемам психологической науки, осуществляется профессиональная подготовка педагогов и психологов. Высокая квалификационная подготовка преподавателей кафедры позволяет работать в сфере педагогической, социальной и других отраслей психологической науки. Преподаватели кафедры принимают активное участие в различного уровня научных конференциях как в республике, так и за её пределами.

Становление кафедры психологии как научно-исследовательского центра начинается еще в довоенный период, архивные материалы которого, к сожалению, были уничтожены во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы психологическая проблематика разрабатывалась в рамках деятельности кафедры педагогики, которая, как и весь МГПИ им. И. Д. Папанина, начала работать сразу после освобождения г. Могилева от немецко-фашистских захватчиков. Заведующей кафедрой педагогики (с 28 сентября 1944 г.) назначена кандидат педагогических наук, доцент Анна Афанасьевна Зарудная, защитившая кандидатскую диссертацию на тему «Процессы обобщения у школьников» после окончания аспирантуры Московского научно-исследовательского института в 1936 году.

Приказом Министерства высшего образования (Приказ № 480 от 20.09.1947) в институте была организована кафедра психологии и логики, руководство которой осуществляет А. А. Зарудная. В это время начинают свою научно-педагогическую деятельность Макаревич В. В., Балашов Е. И., Житникова Л. М. (автор известного пособия «Учите детей запоминать», — М., 1985). Для студентов читались лекции по общей и возрастной психологии, практиковалось проведение занятий по психологии в школах.

В 1955 г. происходит объединение кафедр психологии, логики и педагогики в единую кафедру педагогики и психологии. В 1965 г. кафедра педагогики и психологии реорганизуется в кафедру методики начального обучения и психологии, которой по-прежнему заведует А. А. Зарудная. В 60-е годы на кафедре ведется научно-исследовательская работа по таким направлениям, как формирование памяти учащихся в процессе учебной деятельности, развитие письменной и устной речи и т.д. С 1962 года на кафедре работает Тамбовцева В. С., научные интересы которой в дальнейшем были направлены на разработку проблемы интегральной индивидуальности.

В 1973 г. создается самостоятельная кафедра психологии, которую возглавляет кандидат психологических наук, доцент Виктор Александрович Филь. Состав кафедры постепенно пополняется новыми кадрами: Людмила Александровна Вяткина (ученица В. С. Мерлина, создателя Пермской научной школы по разработке проблем психодинамических индивидуальных особенностей человека), Валерий Самойлович Невельштейн, Иван Петрович Петрище, Владимир Дмитриевич Якутов, Иван Карпович Соболюк, Олег Николаевич Тугай, Мария Афанасьевна Ларченко. В 1975 году в институте создается межкафедральная проблемная лаборатория «Обучение и умственное развитие». В рамках этой лаборатории под руководством В. А. Филя на протяжении нескольких лет шло исследование проблемы «Новые математические идеи в начальном обучении и их влияние на умственное развитие детей», результаты которого нашли отражение в многочисленных публикациях сотрудников как в республике, так и союзных изданиях.

С 1987 г. кафедру психологии возглавляет кандидат психологических наук, доцент, а впоследствии — доктор психологических наук, профессор Елена Константиновна Осипова, активно занимающаяся разработкой актуальных проблем педагогической психологии, в частности, вопросами педагогического мышления.

В 80–90-х гг. на кафедре начинает работу ряд молодых преподавателей. Среди них — выпускники ЛГУ и МГУ, МГПИ им. М. Горького, а также МГПИ им. А. А. Кулешова.

С 1992 г. по 1996 г. кафедру психологии возглавляет кандидат психологических наук, доцент Татьяна Николаевна Ковалева, ныне — заместитель министра образования РБ. Усилия кафедры направляются на разработку теоретических и методических основ организации психологической службы в разных структурах системы образования: на базе педагогического института открывается «Центр психологической помощи»; начинается подготовка студентов по дополнительной специальности «Практическая психология в системе образования».

С 1996 года и по настоящее время руководит кафедрой кандидат психологических наук, доцент Элина Вячеславовна Котлярова. Средний возраст кафедры психологии сегодня — 39 лет. Достаточно молодой коллектив кафедры обладает высоким научно-теоретическим и практическим потенциалом и не только сохраняет прежние традиции, но и расширяет свои научные интересы в русле актуальных проблем современной психологической науки. Научная и учебно-методическая деятельность сотрудников кафедры осуществляется в рамках основных кафедральных исследований: «Психологическая культура личности: ее развитие и содержание в условиях непрерывного образования», «Психологические аспекты обучения и воспитания детей и подростков» и др., и находит отражение в научных, учебно-методических, публицистических изданиях. Более того, с 1993 года кафедра психологии осуществляет подготовку аспирантов по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология», а с 2002 года решением ВАК РБ кафедра участвует в работе Совета по защите кандидатских диссертаций как оппонирующая организация.

Кафедра психологии активно сотрудничает с другими вузами и научно-исследовательскими центрами республики. Результатом такого сотрудничества стали:

  • защиты кандидатских диссертаций Берегуленко Н. И., Ковалевой Т. И., Авраменко В. В., Котляровой Э. В., Барсуковой Ж. А.
  • участие в работе научно-практических конференций международного, республиканского и регионального значений
  • повышение квалификации сотрудников кафедры на базе ведущих вузов республики и др.

Сотрудничество кафедры психологии с другими вузами республики имеет давние традиции. Еще в 60–70-е годы кафедра выступала в роли координационного центра, в рамках которого проводились не только научные исследования, но и создавались творческие научные коллективы по разработке методического обеспечения учебного процесса. Так, значимым наследием для студентов, педагогов и психологов является учебное пособие «Психология», изданное в 1970 году в издательстве «Вышэйшая школа» под общей редакцией А. А. Зарудной. В создании учебного пособия принимали участие ведущие белорусские психологи высших учебных заведений г. Могилева, г. Минска и г. Гомеля (А. А. Зарудная, А. Л. Ванштейн, Н. П. Ересь, В. И. Жуковская, М. С. Клевченя, К. А. Комиссарчик, М. Я. Мышко, У. М. Силенко). В пособии рассматриваются вопросы возникновения и развития психики и сознания человека; развития психических процессов, психических свойств личности (направленность личности, способности, темперамент, характер). К каждой главе даются контрольные вопросы и задания для самопроверки. Книга снабжена предметным и именным указателями. С целью систематизации обширного материала о психических процессах и свойствах человека студент может воспользоваться следующим планом:

  • общая характеристика психического процесса (психические свойства личности)
  • физиологические основы его
  • виды психического процесса (свойства)
  • закономерности его протекания (развития)
  • индивидуально-типологические особенности процесса (свойства)
  • развитие данного психического процесса (свойства) у детей

В заключении указываются распространенные, но нерациональные способы подготовки студентов к экзаменам. Данное учебное пособие выполнено в лучших традициях издания учебно-методической литературы по психологии и до сих пор служит настольной книгой для преподавателей и студентов по интегрированному курсу «Психология».

Динамика кафедры психологии прослеживается, прежде всего, в научном и учебно-методическом направлениях: от преподавания психологических дисциплин на факультетах педагогического профиля, дисциплин специальности «Практическая психология» до обеспечения учебно-воспитательного процесса по научной специальности «Психология» в системах вузовской подготовки специалистов и переподготовки кадров на базе высшего образования. В связи с этим с 2002 г. в университете наряду с кафедрой психологии начинают функционировать кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин под руководством кандидата психологических наук В. В. Авраменко и кафедра дефектологии и практической психологии в ИПК.

С 1996 г. и по настоящее время кафедрой руководит кандидат психологических наук, доцент Элина Вячеславовна Котлярова. Динамика развития кафедры психологии за последние десять лет прослеживается

в научном направлении:

  • подготовка кандидатских диссертаций по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология». В настоящее время подготовлена к защите диссертация ст. преподавателя Сычевич И. В. на тему «Развитие самооценки младших школьников в условиях интегрированного обучения». По результатам данного исследования Сычевич И. В. в 2008 году присвоен международный диплом за достойный вклад в развитие современной психологии и дефектологии. Сотрудники кафедры осуществляют оппонирование диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Совете по защите диссертаций при БГПУ им. М. Танка
  • участие в конкурсах фундаментальных и прикладных научных исследованиях. С 2006 по 2009 гг. сотрудники кафедры приняли участие в государственной программе «Экономика и общество» «Разработка социально-философских и психолого-педагогических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы непрерывного образования», в рамках которой Э. В. Котляровой и Ж. А. Барсуковой проводилось исследование по изучению развития психологической культуры личности психологов и педагогов на различных этапах непрерывного образования. Результатом этой работы стал ряд публикаций по проблеме развития психологической культуры личности будущих педагогов

в учебно-методическом направлениии:

  • от преподавания психологических дисциплин на факультетах педагогического профиля, дисциплин специальности «Практическая психология» до обеспечения учебно-воспитательного процесса по научной специальности «Психология» в системах вузовской подготовки специалистов и переподготовки кадров на базе высшего образования. В связи с этим с 2002 г. на факультете педагогики и психологии детства наряду с кафедрой психологии и в сотрудничестве с ней функционирует кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин под руководством кандидата педагогических наук Юрия Константиновича Шергилашвили, которая осуществляет подготовку специалистов по специальности 1-230104 Психология

Коллектив кафедры психологии активно сотрудничает с ИПКиПК, образованным в 2001 году на базе УО «МГУ им. А. А. Кулешова», и осуществляющим переподготовку специалистов по следующим специальностям: «Психология», квалификация — Психолог. Преподаватель психологии; «Практическая психология», квалификация — Педагог-психолог учреждения образования; «Логопедия», квалификация — учитель-логопед, «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» и «Интегрированное обучение и воспитание в дошкольном образовании» с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог».

На базе ИПКиПК создан образовательный психолого-педагогический центр, в рамках которого преподавателями, магистрантами, аспирантами кафедры, а также студентами — членами СНО, созданного при кафедре, проводятся научные исследования.

Значительное внимание кафедра психологии уделяет в рамках учебно-воспитательного процесса вуза формированию здорового образа жизни и ответственного поведения у студенческой молодежи. Широко используются такие формы работы, как проведение тренинговых занятий, лекций, бесед; привлечение студентов к участию в социальных проектах, оформлению информационных стендов, проведению круглых столов.

Преподаватели кафедры психологии, являющиеся кураторами студенческих групп (И. Р. Иванова, И. Т. Кушнер, О. Н. Тугай, В. А. Котова), ведут целенаправленную работу по подготовке молодежи к семейной жизни. Систематически ими проводятся встречи, беседы, круглые столы («Ты, да я, да мы с тобой», «Гражданский брак: за и против», «Семейная мастерская», «Поговорим о любви», «Сила мужчины и слабость женщины» и др.). В рамках социально-педагогической и психологической службы университета специалистами кафедры психологии проводятся индивидуальные и групповые консультации для молодых мам, матерей, воспитывающих детей в неполных семьях. Кафедра психологии осуществляет тесное сотрудничество с практикующими специалистами не только учреждения образования, но и здравоохранения, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города Могилева и Могилевской области, социально-педагогическими центрами и другими учреждениями и организациями.

Таким образом, кафедра психологии как структурное подразделение УО «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова» продолжает активно работать и сегодня направляет свои усилия на повышение качества подготовки кадров высшей квалификации, психологов, на развитие психологической науки и практики на Могилевщине.

18 марта 2009 года коллективом кафедры психологии была подготовлена и успешно проведена республиканская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы». По итогам работы конференции опубликованы сборник «Материалы республиканской научно-практической конференции „Психолого-педагогическое образование в системе высшей школы“» (18 марта 2009 г.) / Под ред. Э. В. Котляровой — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009, — 359.

В феврале 2009 года в рамках ежегодной научно-практической конференции по итогам НИР преподавателей университета за 2008 г. была организована и проведена работа секции «Актуальные проблемы педагогической психологии», на которой было заслушенно 9 научных докладов сотрудников кафедры психологии.

Последние достижения кафедры

Сотрудниками кафедры подготовлено и представлено к присвоению грифа Министерства образования Республики Беларусь 2 пособия: «Историческая психология» для студентов исторического факультета старшим преподавателем Старовойтовым А. Л.; на гриф УМО — «Практикум по психологии» для студентов специальностей педагогического профиля, подготовленный старшими преподавателями кафедры Карпековой Т. А., Кушнер И. Т., Овчинниковой М. Б. и Панфиловой Е. А.

Защищены три магистерские диссертации Овчинниковой М. Б., Рябцевой О. С. и Нефедьевой С. В. с присвоением им академического звания «Магистр психологических наук».

За последний год кафедра активизировала деятельность по идеологической и воспитательной работе со студентами и значительно увеличила запланированные показатели.