В 2016 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского ученого-психолога Л. С. Выготского. Многие научно-образовательные учреждения, относящие себя к школе культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, отмечают эту дату. Институт образования НИУ ВШЭ (Москва, Россия) открывает год Выготского серией лекций, объединенных единой темой — «Культурно-историческая теория и современность». Ведущий — доктор психологических наук Б. Д. Эльконин. Лекции состоятся 11, 12 и 18 февраля. Посетить лекции заочно можно через включение в онлайн-трансляции и вебинары.
В рамках лекций предполагается обсудить следующие вопросы:
- Позиция и установки. «Методика» вопрошания (М. Хайдеггер).
- Онтологический поворот. Ситуация (до и для) Л. С. Выготского — интенциональность исследований: психика как Объект (Вундт, бихевиоризм, гештальтпсихология, французская социологическая школа, психоанализ). Поворот Выготского: как «добраться» до Психики в экспериментальном исследовании — место экспериментатора и неклассическая психология.
- «Психология искусства» — устройство означивания. «История развития высших психических функций» – психологическое орудие.
- Каков же интенциональный объект?
- Гносеологический поворот: Теория Деятельности — скрытые дискуссии (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).
- Заметки о предметных действиях Д. Б. Эльконина. Опосредствование как изучаемый Объект. Посредническое Действие как проблемное поле: связь форм вовлеченности экспериментатора и испытуемого. Акт развития как Событие.
- Итог. Развитие, произвольность, культура — «ценности» или способы?
Для регистрации на вебинар необходимо перейти по ссылке и зарегистрироваться на выбранную дату. Ссылка на онлайн-трансляцию будет размещена позднее.
По материалам Института образования НИУ ВШЭ