Воспитание личности осуществляется под влиянием целого ряда факторов и среди них особое место принадлежит семье. Будучи древнейшим воспитательным институтом, на протяжении многих веков именно семья являлась почти единственной формой подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Семья — это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности: любовь, дружба, и пространство для отдыха, и школа доброты, честности, долга, и многообразная система отношений с родителями, с братьями и сестрами, с родными и знакомыми. Именно здесь с первых дней пребывания в этом сложном и противоречивом мире в маленьком человечке закладывается все хорошее и плохое.
В современных условиях, с признанием приоритета семейного воспитания над общественным возросла роль и ответственность родителей за формирование и воспитание личности ребенка, в тоже время семья зачастую оказалась не готова в новых социально-экономических условиях к реализации своей основной функции — воспитательной. Не смотря на возросший уровень образованности многих отцов и матерей, уровень их готовности к родительству остается низким.
О роли и значении овладением каждым родителем специфическими знаниями, навыками и умениями воспитания, педагогическим кругозором и эрудицией писали выдающиеся педагоги прошлого (П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.). В психолого-педагогических исследованиях предыдущих лет изучались различные аспекты образования и воспитания родителей. В отечественной и зарубежной науке разрабатывались концепции и модели подготовки родителей к воспитанию детей. В нашей стране получила распространение модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Гребенникова), в ее основе предположение о том, что проблемы семейного воспитания и семейных отношений связаны с психолого-педагогической неграмотностью родителей. В связи с этим были разработаны и методически оснащены программы, целью которых было вооружение родителей знаниями об особенностях воспитания детей разного возраста, о специфики семейного воспитания, его целях, содержании, методах. Однако в реальной практике родительский всеобуч носил зачастую формальный характер. Обусловлено это было, во-первых, тем, что тематика лекториев определялась с одной стороны задачами коммунистического воспитания, с другой — определялась государственными органами управления и, таким образом, не всегда отвечала реальным запросам и интересам семьи.
Вооружение родителей только психолого-педагогическими знаниями не может повысить их уровень педагогической культуры и тем самым устранить все недостатки и просчеты семейного воспитания. Обусловлено это тем, что педагогическая культура родителей — это часть общей культуры человека, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, накопленный предшествующими поколениями, а также специально приобретенные психолого-педагогические знания и умения и сознательно применяемые в процессе семейного и общественного воспитания подрастающего поколения.
Педагогическая культура родителей — качество личности, представляющее собой сложное структурное образование, включающее мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический и экзистенциальный компоненты.
Мотивационный компонент — это стремление овладеть опытом воспитания детей в семье; нацеленность родителей на достижение положительного результата воспитания ребенка; стремление завоевать положительный родительский авторитет; желание быть хорошим родителем, примером для собственного ребенка.
Интеллектуальный компонент предполагает знание основ педагогики, психологии, физиологии, медицины; знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; умение определять цели и задачи воспитания; умение прогнозировать результаты воспитания. Это знание методов и принципов народной педагогики; наличие положительного опыта воспитания предыдущих поколений (собственных родителей, других родственников).
Эмоционально-волевой компонент — это сопереживание с ребенком его проблем и неудач, радостей и достижений; умение владеть собой в общении с ребенком; настойчивость, терпение, принципиальность в достижении целей воспитания; умение управлять своими чувствами, настроением в проблемных ситуациях.
Действенно-практический компонент включает в себя посещение родительских собраний, лекториев и т.д.; консультирование у специалистов (психологов, социальных педагогов и др.); чтение психолого-педагогической литературы (книги, периодические издания); умение творчески применять опыт воспитания предыдущих поколений.
Экзистенциальный компонент — это умение оценивать результаты воспитания; способность брать на себя ответственность за результаты воспитания собственного ребенка; способность изменять свои воспитательные позиции; способность работать над собой как личностью и воспитателем.
Высокий уровень педагогической культуры характеризуется тем, что родители: систематически занимаются самообразованием по вопросам семейного воспитания; осознают цели и задачи воспитания ребенка в семье на разных этапах его развития, анализируют достигнутые результаты воспитания; осознанно используют комплекс разнообразных методов, приемов и средств воспитания; занимаются воспитанием ребенка в тесном взаимодействии со школой и другими учреждениями образования; постоянно консультируются по вопросам воспитания у специалистов (психолога, социального педагога, врача и др.); творчески используют опыт воспитания предшествующих поколений (собственных родителей, других родственников), что позволяет избежать им традиционных ошибок в семейном воспитании; не теряют самообладания при решении проблемных и конфликтных педагогических ситуаций, управляют своим эмоционально-психологическим состоянием; стремятся понять внутренний мир ребенка, разделить с ним его переживания; умеют находить компромиссы в спорных педагогических ситуациях.
Зримое проявление сформированности педагогической культуры родителей выражается в благоприятном семейном микроклимате, в высоком уровне воспитанности детей и подростков.