Подросток. Кто он?

Отличительная черта подростков — это жажда быть оригинальным, одеваясь при этом совершенно одинаково.
Ноктюэль
Отрочество — это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?». И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Подростковый возраст — это возраст предельной искренности, идущей от стремления все пережить, все открыть, быть в согласии с самим собой, и — предельной неискренности, связанной с поиском себя через разные роли, стремлением себя проверить, испытать, скрываясь от других и от самого себя.
Б. Заздо

Подросток. Кто он? На этот вопрос можно ответить очень кратко: «Подросток — это клубок противоречий». Но столь краткий ответ кажется не утешительным.

Главное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, это возраст социализации, врастание в мир человеческой культуры и общественных ценностей; с другой стороны — возраст индивидуализации, открытие и утверждение своего уникального Я.

Именно переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным возбудителям (могут отмечаться отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем).

Так что же происходит с подростком?

Прежде всего, во-первых, меняются интересы, возникают новые потребности. То, что вчера привлекало, стало не интересным. Потеряв прежние интересы и не обретя новых, подросток временно утрачивает связь со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.

Во-вторых, появляется критическое отношение к прежним авторитетам. Первая «жертва» — родители. И в то же время подросток остро нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на все его вопросы, разрешил все сомнения, за которым можно уверенно следовать.

Настроение. Оно часто и резко меняется в силу того, что подростки очень чувствительны. Подросток может чувствовать себя таким несчастным и никому не нужным, что начинает подумывать: «А стоит ли жить?».

А также:

  1. Повышается интерес к своей внешности. Подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Добродушное и невинно замечание — может глубоко ранить.
  2. Стремление стать по-настоящему взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, а социальный статус в семье, в школе не меняется. Начинается борьба (война) за признание своих прав, своей независимости, самостоятельности, за право поступать по-своему.
  3. Неустойчивая самооценка. Она колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого. Подросток считает себя либо гением, либо — ничтожеством. Третьего не дано. Самооценка формируется из мнения окружающих, прежде всего родителей. Если ребенку предъявлять очень высокие требования, постоянно указывать на его недостатки и промахи, удачи объяснять как случайность, а неудачи — его глупостью, неумелостью, ТО ответственного, трудолюбивого, уверенного в себе человека не получится.

Итак, не случайно этот возраст называют переходным. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он хотел бы им быть, но пока не знает КАК?.

Сложность и противоречивость подросткового возраста требует от взрослых взаимодействия с ним на паритетных, терпимых, но требовательных и последовательных позициях. Общаясь с подростком, взрослые (родители) должны руководствоваться следующими правилами:

Правила общения с подростком:

  • взрослый всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с подростком;
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
  • взрослые устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
  • прислушиваются к мнениям подростка, но не исходят только из его желаний.

Нельзя забывать и того, что подростковый возраст — не просто один из этапов жизни. В нем истоки, начало всей дальнейшей жизни. Недаром Ж.-Ж. Руссо называл этот возраст «вторым рождением личности».

Литература:

  1. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — М.: Знание, 1990.
  2. Соколова, В. Н. Отцы и дети в меняющимся мире: Кн. для учителей и родителей / В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. для вузов в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Формирование личности в переходный период / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.

© 2024 Факультет педагогики и психологии детства
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1,  212022  г. Могилев, Республика Беларусь