Бельский Фома Антонович (1890–1952) — профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии (1935–1936)
Бельский Фома Антонович родился 31 октября 1890 года в семье крестьянина м. Тимковичи Копыльского района Бобруйской области Белорусской ССР.
Начальное образование получил в Тимковичском народном училище (1897–1901 гг.), среднее — в Слуцкой гимназии (1902–1909 гг.), высшее — в Киевском университете (1909–1913 гг.), который окончил в 1913 году с дипломом первой степени (диплом № 34338/5263 от 18.VII.1913 г.).
С 1 августа 1913 года работал в области народного образования: в средней школе (с 1913 г. по 1920 г.) — 7 лет; в высшей школе (с 1921 г.) — 30 лет, в том числе в качестве профессора педагогики и психологии более 20 лет (с 1925 по 1946 г.).
Ученое звание профессора педагогических паук присвоено Государственным научно-методическим комитетом Наркомпроса Украинской ССР в 1925 г., о чем было сообщено в приказе НКП УССР от 20.IV.1925 г. за № 18213/410а, и был выдан соответствующий документ. На основании этого документа в дальнейшем Фома Антонович занимал должности профессора педагогики и психологии в Ворошиловградском (б. Донецком) институте народного образования (1926–1929 гг.), Херсонском институте народного образования (1929–1932 гг.), Могилевском пединституте (1935–1936 гг.), Краснодарском пединституте (1932–1935 гг.), Ферганском педагогическом и Кокандском пед. и уч. институтах (1930–1940 гг.), Черниговском пед. и уч. институте (1940–1941 гг.).
Ф. А. Бельский посвятил свою жизнь делу развития народного образования и научно-педагогической мысли Украины, Беларуси, Узбекистана.
Его научные работы были посвящены методологии и истории педагогики, проблемам управления школой, образованию школ для одаренных детей, вопросам организации учебного процесса в средней школе и ВУЗе, проблемам критериев оценки знаний учащихся.
Ф. А. Бельский призывал науку к самому тесному контакту со школой. Его научные работы и исследования всегда основывались на практическом материале многочисленных школьных учреждений. Им написаны десятки работ, среди которых наибольший интерес представляют «Педагогика как наука», «Организация научной работы», «Изучение успехов учащихся по стандартизированных тестах», «Организация школ для одаренных детей», «Изучение способностей детей», «Великий русский педагог К.Д. Ушинский».
Хронология научно-педагогической деятельности
1913–1918 гг. — работал преподавателем русского языка и литературы, педагогики, психологии в Златопольской мужской и женской гимназиях Киевской губернии.
1918–1920 гг. — назначен инспектором Александровской смешанной гимназии, исполнял обязанности инспектора, а потом председателя школьного совета гимназии (м. Александрович на Украине).
1920–1921 — заведовал Златопольской трудовой школой.
1920–1923 — лектор педагогики, русской литературы на 3-летних педкурсах в г. Новомиргороде.
1921–1923 — лектор педагогики в Институте народного образования в м. Златополь бывшей Киевской губернии.
1923–1925 — назначен преподавателем педагогики и литературы Донецкого института народного образования (г. Луганск).
1925–1929 — профессор педагогики в Донецком институте народного образования.
1929–1932 — профессор Херсонского института народного образования, на протяжении года руководил кафедрой дидактики в этом же институте, непродолжительное время работал профессором педагогики в Черкасском институте социального воспитания.
1932–1935 — профeccop педагогики, заведующий кафедрой педагогики Краснодарского педагогического института и одновременно Кубанского сельскохозяйственного института, некоторое время в Краснодарском пединституте заведовал школьно-педагогическим отделением, учебно-методическим сектором, три года был помощником директора по учебной части, временно исполнял обязанности директора этого же института.
1935–1936 — назначен заведующим кафедрой педагогики Омского сельскохозяйственного института (г. Омск, России), а позже — профессор педагогики, психологии, заведующий кафедрой Могилевского педагогического института (г. Могилев, Беларусь).
1936–1940 — профессор педагогики, психологии Ферганского педагогического и Кокандского педагогического и учительского институтов (Узбекистан).
1.01.1939 — академический пенсионер-профессор.
1940–1941 — профессор педагогики и заведующий кафедрой Черниговского пединститута на Украине.
1941–1946 — работал профессором педагогики, психологии в Бухарском пединституте, заведовал кафедрой (г. Бухара, Узбекистан).
1946–1951 — преподавал педагогику в Крымском пединституте Министерства просвещения РСФСР (г. Симферополь), затем в Ленинградском областном учительском институте.
1951–1952 — заведующий кафедрой педагогики Киевского государственного института физической культуры.