Снопкова Елена Ивановна

Контактная информация:
кафедра педагогики,
учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, 1, к. 422а–423, 212022  г. Могилев, Республика Беларусь.
contacts

Биографические сведения:
Елена Ивановна Снопкова родилась 25 сентября 1968 г. в городе Могилеве в семье учителей. В 1990 г. окончила с отличием исторический факультет МГПИ им. А. А. Кулешова по специальности «История». С 1990 г. работала учителем истории СШ № 40 г. Могилева, с 2000 г. — старшим преподавателем, а затем заведующим кафедрой педагогики и психологии Могилевского областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, с 2002 г. — старшим преподавателем кафедры восточнославянской и российской истории МГУ им. А. А. Кулешова. С мая 2003 г. — заведующий кафедрой педагогики.
В 1999 г. поступила и в 2002 г. окончила аспирантуру Академии последипломного образования по специальности «13.00.01 — Общая педагогика. История педагогики и образования». В 2002 г. в БГПУ им. М. Танка защитила кандидатскую диссертацию «Аксиологические ориентиры моделирования процесса повышения квалификации педагогических кадров» (научный руководитель — кандидат педагогических наук Н. А. Масюкова). Кандидат педагогических наук (2002). Доцент (2005).
Член Совета университета, Научно-методического совета университета, руководитель секции научно-методического совета университета по производственным и учебным практикам.

Основные преподаваемые дисциплины: «Педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Педагогические системы и технологии», «Методика и техника научного исследования», «Методология педагогической науки».

Сфера научных интересов: профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, современная дидактика, история образования. Автор более 150 научных и учебно-методических публикаций, в том числе учебных и методических пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь, УМО вузов по гуманитарному образованию, Национального института образования.
Награждена Грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2005), Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2008), нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования» (2013). Делегат I съезда ученых Республики Беларусь.
Координатор международных научно-практических конференций «Современная семья и проблемы семейного воспитания» (Могилев, 2008–2012 гг.). Научный консультант инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь «Информационно-технологический сервис методической службы учреждения образования».

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • Снопкова, Е. И. Критериальные модели повышения квалификации работников образования / Е. И. Снопкова. — Минск, Технопринт, 2001. — 52 с.
  • Снопкова, Е. И. Аксиологические ориентиры моделирования процесса повышения квалификации педагогических кадров. Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Белорусский государственный пед. ун-т, 2002, 21 с.
  • Снопкова, Е. И. Моделирование процесса повышения квалификации работников образования / Е. И. Снопкова / Под ред. Н. А. Масюковой — Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005. — 196 с.
  • Снопкова, Е. И. Средовой подход как основание проектирования процессов и технологий управления качеством образования / Е. И. Снопкова // Управление качеством образования: теория и практика / под ред. А. И. Жука, Н. Н. Кошель. — Мн.: «Зорны верасень», 2008. — С. 258–273.
  • Снопкова, Е. В реальном времени и сквозь время: учёный-педагог Ф. А. Бельский и его творческое наследие / Е. Снопкова // І прызванне, і лёс: жыццё і дзейнасць вучонага-педагога прафесара Фамы Антонавіча Бельскага / уклад. і камент. А. І. Бельскага; прадм. У. Т. Кабуша. — Мінск: Рэдакцыя часопіса «Роднае слова», 2012. — С. 112—119.
  • Снопкова, Е. И. Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования: науч.-метод. рекоменд. по использованию опыта инновационной деятельности / Е. И. Снопкова, С. А. Павлинкович, О. А. Суворова; под науч. ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. — 132 с.
  • Современное педагогическое знание: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей по итогам педагогических чтений, посвященных 100-летию кафедры педагогики, 17 декабря 2013 г., г. Могилев, МГУ имени А. А. Кулешова / под науч. ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова. — 2014. — 204 с.
  • Снопкова, Е. И. Педагогика: практикум с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Социальная работа» / Е. И. Снопкова, О. О. Прокофьева. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — 240 с. [Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 1-86 01 01-01 05]
  • Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. Пособие / Е. И. Снопкова. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — 416 с. [Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям]
  • Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. Пособие / Е. И. Снопкова. — Изд. 2-е, испр. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2013. — 416 с. [Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям]
  • Снопкова, Е. И. Обществоведение в 9 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. Обучения / В. Н. Гирина, Е. И. Снопкова, Е. И. Шалашкевич. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. — 204 с. [Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь]
  • Снопкова, Е. И. Обществоведение в 10 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. Обучения / В. Н. Гирина, Е. И. Снопкова, Е. И. Шалашкевич. — Минск: Нар. асвета, 2012. — 175 с. [Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь]
  • Кафедра педагогики МГУ имени А. А. Кулешова. От истоков до современности: биобиблиографический справочник / авторы-составители: С. Н. Новикова, Е. И. Снопкова, С. В. Спирин; под общей ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: «МГУ имени А. А. Кулешова», 2013. — 132 с.
  • Снопкова, Е. И. Теория и практика деятельностной организации процесса повышения квалификации работников образования (На примере проблемных курсов учителей информатики) / Е. И. Снопкова. — Могилев: ИПК и ПРР и СО, 2001. — 96 с.
  • Снопкова, Е. И. Образовательные технологии в преподавании истории (Опыт методического обеспечения образовательной практики) / Е. И. Снопкова. — Могилев: ИПК и ПРР и СО, 2001. —28 с.
  • Методическое обеспечение темы «Конструирование с элементами моделирования плечевого изделия» на основе технологии коллективного способа обучения / сост. Е. И. Снопкова, В. Д. Степановская, Л. А. Якубенок. — Могилев: ОИПК и ПРР и СО, 2001. — 75 с.
  • Снопкова, Е. И. Инновационные образовательные технологии преподавания истории в средней школе: Методическое обеспечение спецкурса / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. — 64 с.
  • Снопкова, Е. И. Теория и практика деятельностной организации учебного взаимодействия на уроках истории: Модульная программа спецсеминара / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. — 40 с.
  • Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: практический аспект: Учеб.-метод. пособие / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. — 80 с.
  • Снопкова, Е. И. Диагностика учебных достижений по курсу «Педагогические системы и технологии: практический аспект»: пособие / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 52 с.
  • Снопкова, Е. И. Контрольные работы по курсу «История образования и педагогической мысли»: методическое обеспечение / О. А. Анищенко, Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. — 40 с.
  • Контрольные задания по курсу «Педагогика» / Авт.-сост.: Е. В. Антипова, Е. А. Башаркина, З. В. Веракса и др. / Под ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. — 60 с.
  • Снопкова, Е. И. Педагогика современной школы: теоретический аспект: учеб.-метод. пособие / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. — 98 с.
  • Снопкова, Е. И. Самостоятельная работа студентов по курсу «История образования и педагогической мысли»: метод. реком. / Е. И. Снопкова, Е. Л. Петухова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — 80 с.
  • Снопкова, Е. И. Теория социальной работы: метод. реком. / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. — 72 с.
  • Снопкова, Е. И. Контрольные задания по курсу «Теория социальной работы» / Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — 56 с.
  • Контрольные задания по курсу «Педагогика» / Авт.-сост.: З. В. Веракса, Л. Г. Зайцева, О. О. Прокофьева, Е. И. Снопкова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — 56 с.
  • Снопкова, Е. И. Стили семейного воспитания // Формирование семейных ценностей студенческой молодежи: метод. указания / под ред. Т. Н. Кузьминой, О. О. Прокофьевой, Е. И. Снопковой. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — С. 23–33.
  • Обществоведение: пособие для подготовки к централизованному тестированию / М. И. Вишневский [и др.]; под ред. М. И. Вишневского. — Минск: Аверсэв, 2011. — 383 с.
  • Обществоведение: пособие для подготовки к централизованному тестированию / [М. И. Вишневский и др.]; под редакцией М. И. Вишневского. — 2-е изд. — Минск : Аверсэв, 2012. — 383 с.
  • Снопкова, Е. И. Использование проектного обучения в курсе «Человек и общество» // Чалавек. Грамадства. Свет. — 1998. — № 2. — С. 41–45.
  • Снопкова, Е. И. «Образовательная технология»: опыт конструирования понятия // Мир технологий. — 2000. — № 2. — С. 88–94.
  • Снопкова, Е. И. Использование программированного обучения на уроках всемирной истории // Гiсторыя: праблемы выкладання. — 2001. — № 2. — С. 87–91.
  • Снопкова, Е. И. Модели повышения квалификации работников образования // Адукацыя i выхаванне. — 2001. — № 10. — С. 63–67.
  • Снопкова, Е. И. Целеполагание как тип профессиональной деятельности учителя музыки // Асновы мастацтва. — 2001. — № 4. — С. 38–41.
  • Снопкова, Е. И. Технология французских педагогических мастерских на вводных уроках истории в 5 классе // Гісторыя: праблемы выкладання. — 2003. — № 2. — С. 23–27.
  • Снопкова, Е. И. Технологическая карта как средство разработки и представления урока истории (на примере алгоритма технологии «Алфавит» // Гiсторыя: праблемы выкладання. — 2004. — № 5. — С. 39–41.
  • Снопкова, Е. И. Роль экспертных процедур в процессе педагогического образования высшей школы // Веснік МДУ імя А. А. Куляшова. — 2005. — № 4. — С. 149–152.
  • Снопкова, Е. И. Проектирование управления качеством высшего педагогического образования на основе средового подхода / Е. И. Снопкова // Вышэйшая школа. — 2006. — № 4. — C. 32–37.
  • Снопкова, Е. И. Образовательная среда вуза как фактор становления инновационной компетентности будущего специалиста // Веснỉк МДУ ỉмя А. А. Куляшова. — 2008. — № 2–3. — С. 186–191.
  • Снопкова, Е. И. Диверсификация высшего педагогического образования: методологическое обоснование / Е. И. Снопкова, О. О. Прокофьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия педагогика, психология. — 2010. — № 3 (3). — С. 98–101.
  • Снопкова, Е. И. Кураторский час как эффективное средство формирования осознанного отношения студенческой молодежи к семье и браку / Е. И. Снопкова, О. О. Прокофьева // Веснiк МДПУ iмя I. П. Шамякiна. — 2011 — № 1. — С. 47–50.
  • Снопкова, Е. И. Из истории кафедры педагогики Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова (30–60-е годы ХХ века) // Веснiк Магiлеýскага дзяржаýнага ýнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова. — 2012. — № 1. — С. 4–12.
  • Снопкова, Е. И. Параметры качества образовательной среды как нормы эффективной педагогической поддержки иностранных студентов / Е. И. Снопкова, О. П. Мариненко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия педагогика, психология. — 2012. — № 1 (8). — С. 264–267.
  • Снопкова, Е. И. Образовательные учреждения Могилевской губернии накануне включения в состав Виленского учебного округа: историко-педагогический обзор (1772–1803) / Е. И. Снопкова // Веснiк Магiлеýскага дзяржаýнага ýнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова. — 2013. — № 1. — С. 4–15.
  • Снопкова, Е. И. Реализация технологии развития критического мышления в преподавании педагогических дисциплин на ступени высшего образования / Е. И. Снопкова, О. О. Прокофьева // Веснiк МДПУ iмя I. П. Шамякiна. — 2013. — № 1. — С. 95–99.
  • Снопкова, Е. И. Междисциплинарный подход в педагогических исследованиях как выражение постнеклассического типа научной рациональности / Е. И. Снопкова // Веснiк Магiлёýскага дзяржаýнага ýнiверсiтэта iмя А. А. Куляшова. — 2013. — № 2. — С. 18–24.
  • Снопкова, Е. И. Информационно-технологический сервис методической службы учреждения образования: праксеологический контекст / Е. И. Снопкова // Сучаснi iнформацiйнi та iнновацiйнi методики навчання у пiдготовцi фахiвцiв: методологiя, теорiя, досвiд, проблеми // Зб. наук. пр. — Випуск 34 / Редкол.: I. А. Зязюн (голова) та iн. — Київ-Вiнниця: ТОВ фiрма «Планер», 2013. — С. 447–451.
  • Снопкова Е. И. Роль предвузовского этапа в обеспечении преемственности профессиональной подготовки иностранных специалистов / Е. Снопкова, О. Мариненко // Нова педагогічна думка : наук. журн. — 2013. — № 1. Ч. 1. — С. 53–55.
  • Снопкова, Е. И. Педагогическое образование в высшей школе как фактор инновационных изменений в педагогической практике / Е. И. Снопкова // Вестник МГИРО. — 2014. — № 1. — С. 84–87.
  • Снопкова, Е. И. Ретроспективные модели технологий повышения квалификации работников образования (вторая половина ΧΙΧ века) // Аналитические материалы по актуальным проблемам реформируемого образования: исследования молодых ученых: Сб. науч. тр.: В 3 ч. / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последипломного образования; Под ред. Б. В. Пальчевского. — Минск, 1998. — Ч. 1.: Минская группа. — С. 170–178.
  • Снопкова, Е. И. Концептуальные основания перспективной технологии повышения квалификации работников образования // Концептуальные основания развития современной образовательной практики: исследования молодых ученых: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. Б. В. Пальчевского. — Минск: Нац. ин-т образования, 2000. — Ч. 1. — С. 225–243.
  • Снопкова, Е. И. Сущностные характеристики разработки и описания технологии повышения квалификации работников образования // Теоретические модели современных педагогических явлений: исследования молодых ученых: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. Б. В. Пальчевского. — Минск: Технопринт, 2000. — Ч. 2. — С. 171–186.
  • Снопкова, Е. И. Технология коллективной проблематизации в вузе // Избранные научные труды ученых МГУ. — Могилев: МГУ им. А. Кулешова, 2003. — С. 188–191.
  • Снопкова, Е. И. Образовательная среда вуза: модельное видение// Романовские чтения – 5: сб. трудов Международной науч. конференции. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — С. 11–13.
  • Снопкова, Е. И. Метод проектов как способ организации познавательной деятельности учащихся при изучении школьного курса «Обществоведение» // Религия и общество – 4: Сб. науч. трудов / под общей ред. В. В. Старостенко и О. В. Дьяченко. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — С. 171–172.
  • Снопкова, Е. И., Мариненко О. П. Педагогическая поддержка в преподавании русского языка как иностранного на предвузовском этапе // Русский язык в контексте культуры: сб. науч. статей / под общ. ред. Т. Г. Михальчук. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 130–133.
  • Снопкова, Е. И., Башаркина Е. А. Роль спецкурса «Развитие детского и молодежного движения в Республике Беларусь» в формировании социального творчества студентов // Романовские чтения – 6 (к 75-летию исторического факультета УО «МГУ им. А. А. Кулешова): сб. статей Международной науч. конференции. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 74–75.
  • Снопкова, Е. И. Организация школьного дела в странах Западной Европы и религия: трансформации ХІХ века // Религия и общество –5: актуальные проблемы свободы совести: сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. 6 мая 2010 года г. Могилев / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 240–242.
  • Снопкова, Е. И. Социокультурная компетентность как ключевая компетентность выпускника классического университета / Е. И. Снопкова, И. В. Угликова // Романовские чтения – 7: сб. статей Международной науч. конференции / под общ. ред. А. А. Воробьева. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2011. — С. 110–111.
  • Снопкова, Е. И. Технологии коллективной мыследеятельности и интерактивного обучения в преподавании дошкольной педагогики / Е. И. Снопкова, О. О. Прокофьева // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей / Ред. кол. Л. И. Воронецкая и др. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2011. — С. 235–238.
  • Снопкова, Е. И. Образовательные технологии в преподавании школьного курса «Обществоведение» / Е. И. Снопкова // Образование и педагогическая наука. Труды Национального института образования. Серия 2. Социокультурное образование. Вып. 2. Модели и методики. — Мн.: НИО, 2011. — С. 180–190.
  • Снопкова, Е. И. Информационно-технологический сервис методической службы учреждения образования: анализ инновационного опыта / Е. И. Снопкова //: Романовские чтения – 8: сб. статей Международной науч. конференции. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2011. — С. 136–137.
  • Снопкова, Е. И. Семья в современном обществе: изучение проблемы в школьном курсе обществоведения // Современная семья и проблемы семейного воспитания: сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, 20 марта 2012 г., МГУ им. А. А. Кулешова, г. Могилев. — Могилев: УО «МГУ имени А. А. Кулешова», 2012. — С. 105–108.
  • Снопкова, Е. И. Диверсификация подходов к управлению качеством высшего образования / Е. И. Снопкова // Теория и практика в гуманитарных и социологических науках: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. С. П. Яковлев, С. Г. Григорьева. — Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2012. — С. 97–102.
  • Снопкова, Е. И. Роль гуманитарной кафедры в профессионально-личностном становлении будущего специалиста / Е. И. Снопкова // Коммуникативные аспекты поликультурного пространства: сб. научных статей / отв. ред. С. П. Яковлев. — Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2013. — С. 191–197.
  • Снопкова, Е. И. Становление главных и малых народных училищ в эпоху образовательных реформ Екатерины II (на примере Могилевской губернии) / Е. И. Снопкова, С. Н. Даниленко // Романовские чтения – 9: сб. статей Международной науч. Конференции / под общ. ред. Н. М. Пурышевой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — С. 30–32.
  • Снопкова, Е. И. Кафедра педагогики: страницы истории (1913–2013) // Современное воспитание и образование: тенденции, технологии, методики сб. научн. статей Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию МГУ имени А. А. Кулешова, Могилев, 28 марта 2013 г. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — С. 26–28.
  • Мариненко, О. П. Педагогическая поддержка иностранных студентов в вузе: методический аспект / О. П. Мариненко, Е. И. Снопкова // Современное воспитание и образование: тенденции, технологии, методики: сб. научн. статей Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию МГУ имени А. А. Кулешова, Могилев, 28 марта 2013 г. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. — С. 61–62.
  • Снопкова, Е. И. Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования: опыт реализации инновационного проекта / Е. И. Снопкова // Матерiали U Мiжнародного фестивалю педагогiчних iнновацiй. / Назаренко Г. А. — Черкаси: ЧОПОПП, 2013. — С. 143–146.
  • Снопкова, Е. И. Педагогическая деятельность как предмет междисциплинарного исследования: актуализация проблемы / Е. И. Снопкова // Современное постдипломное образование: опыт и перспективы. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. Я. Никитин, И. К. Дракина, С. В. Кривых. — СПб.: ИПК СПО, 2013. — С. 84–89.
  • Снопкова, Е. И. Дистанционное сопровождение курса «Педагогические системы и технологии»: рефлексия опыта // Современное педагогическое знание: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей по итогам педагогических чтений, посвященных 100-летию кафедры педагогики, 17 декабря 2013 г., г. Могилев, МГУ имени А. А. Кулешова / под науч. ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова. — 2014. — С. 154–158.
  • Снопкова, Е. И. История кафедры — история вуза: 1913–2013 // Современное педагогическое знание: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей по итогам педагогических чтений, посвященных 100-летию кафедры педагогики, 17 декабря 2013 г., г. Могилев, МГУ имени А. А. Кулешова / под науч. ред. Е. И. Снопковой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова. — 2014. — С. 3–5.
  • Снопкова, Е. И. История кафедры как средство духовно-нравственного развития будущего учителя (на примере кафедры педагогики Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова) / Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: современные реалии и перспективы: сб. статей междунар. науч.-практ. конф., 17–18 апреля 2014 г. / под ред. А. В. Курганской, И. А. Шкабуры. — Чита: ЗабГУ, 2014. — С. 298–303.
  • Снопкова, Е. И. Онтологические схемы как выражение междисциплинарного синтеза в процессе исследования педагогической деятельности // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2013 г.: сб. научн. ст. / под ред. А. В. Иванова, Е. К. Сычовой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2014. — С. 55–58.

Президент Республики Беларусь
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Национальная библиотека Беларуси
АБИТУРИЕНТ.BY
© 2019 Факультет педагогики и психологии детства
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1,  212022  г. Могилев, Республика Беларусь