6 октября 2021 года в рамках мероприятий, посвященных Дню основания МГУ имени А. А. Кулешова, на факультете педагогики и психологии детства старшим преподавателем кафедры психологии и коррекционной работы Еленой Петровной Томашевой со студентами специальности «Логопедия» был проведен научно-практический семинар «Роль дактильной речи и жестового языка в воспитании и образовании детей с нарушением слуха».

Научно-практический семинар проводился в интерактивной аудитории. В семинаре участвовали студенты четвертого и второго курсов специальности «Логопедия». Старшекурсники подготовили доклады, посвященные следующим вопросам: истории возникновения дактилологии и жестового языка; характеристике дактильных алфавитов и национальных жестовых языков; правилам дактилирования и лингвистическим закономерностям русского жестового языка; структуре жеста и способе кодирования жестов; функциям дактильной и жестовой речи (калькирующей жестовой речи и разговорной жестовой речи); роли дактилологии и жестового языка в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми со слуховой патологией. Свои выступления докладчики сопровождали соответствующими разработанными компьютерными презентациями.

В процессе семинара также демонстрировались видеоотрывки коррекционно-развивающих и общеобразовательных занятий, уроков, воспитательных мероприятий, которые проводятся в белорусских специальных детских садах и специальных общеобразовательных школах для детей с нарушением слуха. Таким образом, студенты второго курса получили возможность более близко познакомиться с современным педагогическим опытом отечественных сурдопедагогов и учителей-дефектологов, с работой сурдопереводчиков.

Особое внимание уделялось выполнению разнообразных практических упражнений и заданий. Под руководством Е. П. Томашевой студенты учились дактирировать дактилемы, слова, короткие фразы. Старшекурсники контролировали дактилирование второкурсников, индивидуально оказывали необходимую помощь. Участники также учились воспроизводить жесты национального жестового русского языка.

Таким образом, проведенный научно-практический семинар позволил расширить и обогатить знания студентов-логопедов о своеобразии речевой и познавательной деятельности детей с нарушением слуха, о невербальных системах коммуникации неслышащих людей. Эти сведения необходимы будущим выпускникам для успешной коррекционной работы с детьми со слуховой патологией и их родителями.


© 2024 Факультет педагогики и психологии детства
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1,  212022  г. Могилев, Республика Беларусь