Виртуальная экскурсия является удобным инструментом для информирования о деятельности музея. Особенно значима такая форма работы в том случае, когда посетить музей не представляется возможным. Студенты факультета педагогики и психологии детства, изучающие дисциплину по выбору «Музейная педагогика» (группа ДО-41) в преддверии Дня Победы подготовили такую экскурсию в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. В мультимедийной презентации были представлены музейные коллекции «Фотодокументы», «Рукописные журналы», «Печать настенная», «Газеты и журналы», «Предметы быта», «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Цифры на сердце» о каждой из которых был подготовлено сообщение.
Знакомство с музеем студенты начали с коллекции фотографий, которые являются документальным историческим памятником и оказывают большое зрительное и эмоциональное воздействие на человека. Тяготы войны для беззащитных женщин и детей показаны на фотографии военного корреспондента С. В. Альперина, снятой 19 марта 1944 года. На ней запечатлены узники концентрационного лагеря «Озаричи» после освобождения Красной Армией. В этом лагере находились по разным данным от 30 до 555 тысяч советских граждан — стариков, нетрудоспособных женщин, детей — которые выступали «живым щитом» для немецкой обороны на наиболее уязвимом для гитлеровцев участке. Не менее 20 тысяч человек было умерщвлено.
Историю партизанского движения можно проследить по уникальным снимкам, запечатлевшим боевую деятельность партизан, жизнь и быт в партизанских лагерях (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/pismennye-i-audiovizualnye-istochniki/742-fotodokumenty-istoriya-partizanskogo-dvizheniya). На фотографии мы видим, в каких сложных условиях работали партизанские медики: военный врач И. В. Худяков и санитары А. Ковалевская, Ф. Лазебник проводят операцию раненому в бою с немцами командиру отделения С. Кокину (полевой лазарет партизанского отряда им. Н. Т. Шиша партизанской бригады им. В. М. Молотова Пинской области).
Большой интерес у аудитории вызвали фотопортреты участников войны и надписи, сделанные на оборотной стороне фотографий (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/pismennye-i-audiovizualnye-istochniki/312-fotodokumenty-voennofrontovaya-istorya). Так на фотографии участника освобождения Беларуси мл. лейтенанта В. С. Волкова: «Дни Отечественной / войны. Дорогой матери от сына Василия. Помните и не забывайте. 25.12.1944 года».
Следующими экспонатами виртуальной экскурсии выступили партизанские рукописные журналы (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/pismennye-i-audiovizualnye-istochniki/338-rukopisnye-zhurnaly). Они были написаны от руки (либо напечатаны на машинке) в ученических тетрадях, альбомах, канцелярских книгах, на обойной или оберточной бумаге, и хранились вместе с документами отряда или бригады. Оказавшись в кольце вражеской блокады, партизаны закапывали рукописные журналы в землю в ящиках от патронов и снарядов. При благоприятной обстановке ящик извлекался, журнал просушивался и опять «пускался в жизнь». Издания выпускались в единичном экземпляре раз в две недели или месяц. В журналах была представлена информация об итогах боевой деятельности партизан, биографические очерки и рассказы самих партизан. Так в январе 1942 года вышел первый номер рукописного журнала «Народный мститель» отряда № 208, действовавшего в то время в Минской обл.
В коллекции «Печать настенная» представлены боевые листки, стенные газеты и доски почета, на которых освещались разные стороны партизанской жизни (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/pismennye-i-audiovizualnye-istochniki/311-pechat-nastennaya). Тексты сопровождались красочными рисунками, сделанными простыми или цветными карандашами (Боевой листок к Новому году партизанской бригады «Народные мстители»).
Наибольший интерес в коллекции «Газеты, журналы» (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/pismennye-i-audiovizualnye-istochniki/306-gazety-zhurnaly) вызвало сатирическое издание ЦК КП(б)Б «Раздавім фашысцкую гадзіну», которое выходило с июля 1941 года до мая 1945 года, авторами которого являлись Я. Купала, Я. Колос, К. Чёрный, К. Крапива, А. Астрейко, П. Бровка, В. Витка и другие белорусские поэты, писатели, художники.
Одним из первых экспонатов коллекции «Предметы быта» (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/veshchevye-istochniki/364-predmety-byta), связанных с трагическими и героическими событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. является сумочка Героя Советского Союза Е. Г. Мазаник. В ней участница антифашистского подполья г. Минска 22 сентября 1943 г. пронесла в дом Генерального комиссара Белоруссии Вильгельма фон Кубе мину.
Коллекция «Скульптура» представлена работами народных художников БССР З. И. Азгура, А. О. Бембеля, А. К. Глебова, С. И. Селиханова (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/izobrazitelnye-istochniki/339-skulptura). Очень трогательной является многофигурная скульптурная композиция Н. И. Кондратьева «Павших ждут вечно», выполненная из дерева липы, в ней «рассказана» история хутора Ревятичи (Брестская область, Березинский район). Мужчины не вернулись с войны, и хутор стал вдовьим, но женщины остались жить на том кусочке земли, откуда на фронт навсегда проводили своих родных и любимых.
Коллекция «Графика» объединяет зарисовки, карикатуры, мини-плакаты из жизни и борьбы «народных мстителей и фронтовые рисунки-наброски, сделанные художниками с натуры в окопе, блиндаже, на батарее или в медсанбате (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/izobrazitelnye-istochniki/160-grafika). Они могут рассматриваться как уникальные произведения репортажной графики военной поры. Наиболее часто встречается карандашный рисунок, примером которого является работа М. М. Филипповича «Грабеж школьника» (1942 г.).
Коллекция живописи музея насчитывает более 500 произведений, отражающих весь спектр художественных стилей, направлений видов и жанров изобразительного творчества (http://www.warmuseum.by/index.php/2015-02-03-13-59-04/izobrazitelnye-istochniki/159-zhivopisobrazitelnye-istochniki/159-zhivopis). Особый интерес представляют живописные этюды, выполненные в 1944 г. в освобождённом Минске (А. В. Волков, Н. И. Дучиц, И. Р. Гембицкий, Е. А. Зайцев, А. С. Корженевский, В. К. Цвирко). В работе И. Р. Гембицкого «Душегубка» (1944 г.) с документальной точностью передан ужас фашистской оккупации.
Говоря о живописи, посвященной теме Великой отечественной войны, нельзя обойти вниманием творчество Михаила Савицкого (18.02.1922-08.11.2010), который пережил плен и круги ада в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда. Этот трагический опыт осмыслен художником в серии из 16 картин «Цифры на сердце» (1974–1979, 1987). Полотна раскрывают зрителю зловещий облик фашизма и одновременно утверждают бессмертие непокорённого человека.
«Эти выжили» (1998 г.). Сам художник так описал цель создания картин: «Я не мог не написать эту серию. Во-первых, ради молодёжи, родившейся после войны. Живопись, на мой взгляд, может раскрыть глубочайший трагизм войны, воздействуя на человека исключительно через сердце, эмоции и душевное созерцание. Конечно, возвратиться, хотя бы мысленно, в то жуткое время было очень непросто. Нужно было ещё раз пережить прошлое, добровольно вернуться туда, в самое дно ада. Здоровье, надломленное войной, тоже сопротивлялось. Порой так мучила язва, что рука не могла держать кисть…».
И труд художника не оказался напрасным. Никого не оставили равнодушным его картины, еще раз напоминая нам о том, что «Подвиг народа бессмертен!». Мы надеемся, что получив представление о музее, все участники виртуальной экскурсии обязательно посетят в реальности крупнейшее в нашей стране хранилище Памяти о великих и страшных днях Великой Отечественной войны.
Ст. преподаватель кафедры педагогики
детства и семьи Е. А. Мурашко