Томашева Елена Петровна

Контактная информация:
кафедра психологии и коррекционной работы,
учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, 1, 212022  г. Могилев, Республика Беларусь.
contacts

Томашева Елена Петровна — старший преподаватель кафедры психологи и коррекционной работы МГУ имени А. А. Кулешова.

Образование:
В 1990 году поступила и в 1995 году окончила дефектологический факультет Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка г. Минска по специальности дефектология (сурдопедагогика, педагогика и психология дошкольная) с присвоением квалификации учителя начальных классов для глухих и слабослышащих детей, сурдопедагога дошкольных учреждений.
В 1997 году поступила и в 2005 году окончила очную аспирантуру Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка по специальности «Коррекционная педагогика».

Специальность по образованию: дефектология (сурдопедагогика, педагогика и психология дошкольная).

Опыт работы:
1995–1998 гг. — работа в качестве воспитателя в специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушением слуха г. п. Ждановичи.
1996–1998 гг. — работа на должности преподавателя кафедры сурдопедагогики БГПУ им. М. Танка по совместительству.
2005–2021 гг. — работа на должности старшего преподавателя ИПКиП МГУ имени А. А. Кулешова.
2005–2006 гг. — учитель-дефектолог (сурдопедагог) по совместительству в общеобразовательной школе № 38 г. Могилева.
2008 г. — перевод на должность старшего преподавателя кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин МГУ имени А. А. Кулешова.
С 2014 г. — участие в разработке учебных программ, содержании и проведении курсов повышения квалификации для логопедов, работающих в системе здравоохранения на базе ИПКиП МГУ имени А. А. Кулешова (2014 г., 2017 г., 2021 г.).
2010–2014 гг., работа на должности старшего преподавателя в УО «Могилевский высший колледж МВД РБ», преподавание курсантам факультатива «Основы жестового языка» (по совместительству). С 2018–2021 гг. на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Могилевский институт МВД РБ» для слушателей (сотрудников МВД) проведение курсов повышения квалификации по учебной программе «Основы жестового языка».
С 2016–2020 гг. сотрудничество с УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Ежегодное участие в преподавании лекционных и практических занятий для слушателей курсов повышения квалификации (для учителей-дефектологов и воспитателей специальных образовательных учреждений, специалистов ЦКРО и Р); разработка программ, содержания и проведение образовательных курсов, в том числе на дистанционной основе, для учителей-дефектологов (учителей-логопедов) на базе УО «МГОИРО».
С 2005 г. — систематическое участие (выступление с докладами) в областных, городских семинарах-практикумах и методических объединениях для учителей-дефектологов (учителей-логопедов) образовательных учреждений г. Могилева и Могилевской области.

Последнее постоянное место работы:
С 2008 г. по 2021 г. — работа на должности старшего преподавателя кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин (с 2019–2020 г. кафедры психологии и коррекционной работы) учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова».

Научные интересы:
Научно-методические основы развития жестовой речи у глухих старшеклассников; особенности обучения национальному жестовому языку студентов-дефектологов (студентов-логопедов, студентов-сурдопедагогов), родителей неслышащих детей, курсантов и сотрудников правоохранительных органов, будущих переводчиков жестового языка; коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха, в том числе и с детьми с кохлеарными имплантами; специальные методики обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи; особенности организации образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей со слуховой патологией; профессиональная подготовка будущих учителей-дефектологов (учителей-логопедов) для работы с детьми с ОПФР в условиях специального, интегрированного и инклюзивного образования; научно-методическое и учебное обеспечение дисциплин коррекционно-педагогического блока для специальности 1-03 03 01 «Логопедия»; информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании.

Основные преподаваемые дисциплины:
«Специальные методики дошкольного обучения и воспитания», «Специальные методики школьного обучения», «Основы дактилологии и жестовой речи», «Логопедическая работа с детьми с кохлеарными имплантами», «Логопедическая ритмика в преодолении заикания и афазии», «Методики обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи», «Методики обучения и коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении», «Методики обучения и коррекционной работы учащимися с тяжелыми нарушениями речи», «Методики коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития» (с нарушением слуха), «Основы психолингвистики», «Логопедическая ритмика», «Альтернативная коммуникация», «Интегрированное обучение и воспитание детей с ОПФР», «Информационные технологии в специальном образовании», «Изобразительная деятельность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Разработка и внедрение следующих образовательных курсов для учителей-дефектологов (учителей-логопедов) на базе УО «МГОИРО»:

  • «Организация работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОПФР»;
  • «Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у дошкольников с ТНР»;
  • «Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений системы обучения»;
  • «Организационно-педагогические условия формирования инклюзивной компетентности педагога»;
  • «Организация образовательной среды для детей с ОПФР в учреждениях образования»;

на базе ИПКиП МГУ имени А. А. Кулешова:

  • «Основы жестового языка» (начальный уровень);
  • «Жестовый язык» (базовый уровень);
  • «Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи»;
  • «Особенности обучения и воспитания школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)».

Работа в качестве рецензента следующих материалов:

  • типовой учебной программы по дисциплине «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики» для учреждений среднего специального образования по специальностям в области педагогики (авторы Лемех Е. А., Шинкаренко В. А.);
  • рукописи учебной программы специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха «Коррекция произношения и развитие слухового восприятия» (1–10 классы для глухих детей) (авторы Обухова Т. И., Феклистова С. Н.);
  • учебно-методического пособия «Методика обучения жестовому языку неслышащих младших школьников» (авторы Григорьева Т. А., Русакович И. К.);
  • авторского оригинала учебного издания «Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов» (часть первая) для студентов учреждений высшего образования, претендующего на присвоение грифа учебно-методического объединения по педагогическому образованию (авторы ЛемехЕ. А., Феклистова С. Н., Русакович И. К.).

© 2024 Факультет педагогики и психологии детства
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1,  212022  г. Могилев, Республика Беларусь